Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции


Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции
Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции


Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции

Вопросы для самоконтроля:

(Подготовь письменные ответы на вопросы в рабочей тетради).

какие признаки характерны для высших растений? Какие отделы растений относят к высшим растениям? Чем отличается цикл развития растения от цикла развития животного? Какое поколение называют бесполым и почему? Какое поколение называют половым и почему? Из чего развивается спорофит и какой он имеет набор хромосом? Что развивается из спор? Какую функцию выполняет заросток? Какой из факторов окружающей среды является главным для размножения мхов? Чем представлен у мхов спорофит и гаметофит? В чем отличие цикла развития мхов от цикла развития других высших растений? В чем преимущество диплоидного растения по сравнению с гаплоидным? Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции? Чем отличается сфагновый мох от кукушкина льна? Какие растения можно считать более достоверными предками папоротникообразных? В какой геологической эре и в каких периодах появились и господствовали папоротникообразные? При каких условиях древние папоротникообразные могли законсервироваться в виде каменного угля? Где развиваются споры у папоротника, хвоща, плауна? Что развивается из спор у папоротника, хвоща, плауна? Какова функция заростков у высших споровых растений? Что является заростком у мха, папоротника, хвоща, плауна? Чем различаются заросток и предросток? Какова роль различных представителей высших растений в природе и хозяйстве?

Контрольная работа №19.

(Выбери правильные ответы и запиши в тетрадь).

каково строение тела высших растений (одноклеточное, слоевище, колониальное, листостебельное)? чем отличается листостебельное тело от слоевища (наличие тканей, отсутствие тканей, наличие органов, отсутствие органов)? каков способ питания высших споровых растений (фототрофный, хемотрофный, сапротрофный, паразитический)? какие органеллы характерны для клеток высших растений (ядро, цитоплазма, хроматофор, хлоропласты, митохондрии)? что развивается из спор у высших споровых растений (гаметофит, спорофит)? что развивается из зиготы у высших споровых растений (половое поколение с гаметангиями, бесполое поколение со спорангиями)? где находятся половое и бесполое поколение у мхов (на одном растении, на разных растениях)? из чего вырастает растение мха (из споры, из зиготы)? из чего вырастает коробочка у мха (из споры, из зиготы)? почему процесс образования торфа связан со сфагновым мхом (мох поселяется на болоте, задерживает влагу, не гниет в толще отложений)? где расположены спорангии: у папоротника (лист, колосок); у хвоща (лист, колосок); ; у плауна (лист, колосок); ? что служит ограничивающим фактором в цикле развития споровых растений (воздух, вода, температура)? споры какого из названных растений используют в металлургии, пиротехнике, медицине (папоротник, мох, плаун, хвощ)?

ЭКОЛОГИЯ ВЫСШИХ СПОРОВЫХ РАСТЕНИЙ.

Это первые наземные растения, обитающие во влажных, часто под пологом леса местах, или на болотах, или на полях с кислыми почвами. Господствовавшие в палеозое древовидные папоротники, хвощи и плауны представлены в наше время травами, за исключением тропических древовидных папоротников. Мхи же за этот период изменились мало, так как они занимают только свойственные им влажные места обитания. Этим растениям для размножения необходима вода, поскольку их гаметы – сперматозоиды – переносятся к яйцеклеткам только в капельно – жидкой среде, а заростки могут расти только на влажной почве. Жизнь в трудных условиях суши вела отбор на такие приспособительные признаки, как формирование вегетативных органов (корень, стебель, лист), органов размножения (архегонии, антеридии, спорангии), а также тканей. В цепях питания прошлых геологических эпох высшие споровые растения занимали ведущее место: они служили пищей для травоядных земноводных, пресмыкающихся. В настоящее время их роль как кормовых растений заметно уменьшилась, но значение в природе осталось: они удерживают воду в почве, создают условия для сохранения и прорастания семян голосеменных и покрытосеменных растений, являются средой обитания для животных. В хозяйстве человека велика роль древних древовидных форм, давших залежи каменного угля, который, как и торф, служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Среди этой группы растений лишь хвощ полевой является трудноискоренимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Высшие споровые – живые ископаемые, дошедшие до наших дней, поэтому их надо беречь и охранять. В Красную книгу СССР внесено 32 вида мхов, 6 видов папоротников; в Красной книге РФ содержится 22 вида мхов, 10 папоротников и 4 плаунов.

2. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.

ТЕМА: ГОЛОСЕМЕННЫЕ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Голосеменные относятся к особой группе высших растений – семенным растениям. Их появление на Земле связано с поднятием суши, начавшимися колебаниями температуры и . Наибольшего расцвета голосеменные достигли в мезозойскую эру, придя на смену вымирающим древовидным папоротникообразным и семенным папоротникам. Победить в борьбе за существование им помогло семя. У высших споровых растений споры образуются в спорангиях и после этого обязательно высыпаются на землю, прорастая в заростки – гаметофиты. Мужские гаметы – сперматозоиды-в воде при помощи жгутоков движутся к архегониям, после чего оплодотворяют яйцеклетку. Из зиготы образуется зародыш, который развивается в спорофит – само растение. На диплоидном спорофите в спорангиях путем мейоза вновь образуются гаплоидные споры и цикл повторяется. Какое же поколение в цикле их развития оказалось в неблагоприятных условиях в мезозое? Неравномерное увлажнение и колебания температуры были неблагоприятны как для заростков, так и для процесса оплодотворения, что привело к очень малой вероятности появления зародыша и его дальнейшего развития, зависящего в большой мере от заростка. Таким образом, цикл развития прерывался на половом поколении – гаметофите.

Благодаря индивидуальной изменчивости появились особи, у которых споры не выпадали из спорангиев, а прорастали в заростки внутри них на спорофите. Споры у этих растений разные – крупные и мелкие. Мелкие споры дают начало мужскому заростку (гаметофиту), состоящему из двух клеток – вегетативной и генеративной, а антеридии у него отсутствуют. Гаметы – два спермия – образуются при делении генеративной клетки. Мужской заросток с двумя спермиями называется пыльцевым зерном (пыльцой). Пыльца формируется только в пыльцевых мешках мужских шишек.

Крупные споры образуются внутри семязачатка (семяпочки) – он выполняет функцию спорангия. Споры из спорангия не выпадают наружу, а прорастают внутри него. Обычно из четырех спор прорастает одна, остальные разрушаются. Из споры образуется женский заросток с двумя архегониями. В каждом архегонии по одной яйцеклетке. Семязачатки с женскими заростками находятся на чешуях женских шишек. Опыление (перенос пыльцы) осуществляется при помощи ветра. Попав на семязачаток, пыльцевое зерно прорастает, т. е. внутрь через пыльцевход прорастает пыльцевая трубка, по которой к архегониям проникают два спермия. В оплодотворении принимают участие один спермий и одна яйцеклетка – остальные разрушаются. Из зиготы образуется зародыш семени, а из всего семязачатка в целом – семя.

Первыми семенными растениями были вымершие ныне семенные папоротники, они дали начало голосеменным растениям. Голосеменные – это древние семенные растения, находящиеся на пути биологического прогресса. Свое название они получили потому, что их семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек, например сосны или ели.

Вопросы для самоконтроля:

(Подготовь письменные ответы на вопросы в рабочей тетради).

чем отличаются голосеменные от других высших растений? Какие вегетативные органы имеются у хвойных деревьев? Сколько лет живет хвоя у ели, сосны, лственницы? В каких природных зонах распространены хвойные? В каких экологических условиях обитает ель, в каких – сосна? Каковы хвойных растений в биоценозе? Когда и почему голосеменные растения победили в борьбе за существование? Где развиваются и когда высыпаются пыльцевые зерна у голосеменных умеренной зоны? Как распространяется пыльца сосны? Где и через какой период времени прорастает пыльца сосны? Гомологична ли шишка сосны спороносному колоску плауна или хвоща? Где располагаются семязачатки (семяпочки) на шишке хвойного растения и почему эти растения называют голосеменными? Что развивается внутри семязачатка у сосны? Выпадают ли споры сосны из спорангиев? Что развивается из спор в семязачатке у хвойных? Как происходит оплодотворение у сосны? В чем отличие спермиев от сперматозоидов? Что развивается из семязачатка после оплодотворения у ели, у сосны? Сколько времени развивается семя у сосны, у ели? Каково хозяйственное значение различных видов хвойных?

Контрольная работа №20.

(Выбери правильные ответы и запиши в тетрадь).

из чего в процессе эволюции образовался семязачаток (зигота, гамета, гаметангий, спорангий)? где лежат семязачатки у сосны (хвоинки, чешуи шишек, стебли)? что образуется внутри семязачатка (споры, заросток с архегониями, пыльца)? что образуется в мужских шишках (пыльца, зиготы, архегонии, антеридии)? как переносится пыльца на семязачатки (насекомые, ветер, вода)? сколько времени проходит от опыления до оплодотворения у сосны (день, месяц, год)? как доставляются спермии к яйцеклеткам у сосны (вода, ветер, пыльцевая трубка)? сколько спермиев участвует в оплодотворении у ели (один, два, много)? что возникает в результате оплодотворения из семязачатка (зигота, споры, семя, заросток)? из чего образуется зародыш семени (зигота, эндосперм, спора)? какой набор хромосом у зародыша семени (гаплоидный, диплоидный); у эндосперма семени голосеменного растения ( гаплоидный, диплоидный, триплоидный)? как используют хвою ( добавки, парфюмерия, лечебное средство, получение смолы)?

ЭКОЛОГИЯ ГОЛОСЕМЕННЫХ.

Древние семенные растения. Господствовали в палеозое и мезозое и представлены как в прошлом, так и в настоящем вечнозелеными древовидными формами. Тропические виды имеют листья крупные, перистые, как у пальм, у более удаленных от тропиков видов листья мелкие, игольчатые или чешуевидные, что определяется обитанием в условиях пониженного увлажнения. Обычно это лесообразующие породы. Их размножение не связано с водой, поэтому среда обитания более разнообразна по сравнению со споровыми растениями. В умеренной зоне господствуют хвойные деревья, образующие таежные леса северного полушария. Хвойные леса – среда обитания многих животных разных систематических групп: это и пища, и защита, и место выведения и выращивания потомства для птиц, млекопитающих как растительноядных, так и всеядных и хищных. Древние гигантские голосеменные дали залежи каменного угля, особенно в Сибири. В настоящее время хвойные леса в значительной степени истреблены в результате , лесных пожаров, а также вследствие строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов. Немаловажную роль в сокращении площади лесов играют осушение болот, затопление, добыча нефти, угля и других . Хвойные деревья плохо переносят загазованность воздуха, копоть, так как их хвоинки многолетние и в них накапливаются ядовитые вещества, а устьица забиваются копотью, что вызывает пожелтение и отмирание хвои на 1-2 года раньше. Потеря лесных богатств – одно из экологических бедствий нашей страны. В Красную книгу СССР занесено 25 видов, а в Красную книгу РФ – 11 видов голосеменных растений.

ТЕМА:ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ).

Общие сведения:

Начиная с конца мелового периода мезозойской эры, на Земле начинают господствовать покрытосеменные растения, которые приобрели целый ряд преимуществ по сравнению с другими высшими растениями, в том числе голосеменными. На этот же период приходится наибольшее распространение насекомых, птиц и млекопитающих, которые связаны между собой цепями питания, приспособлениями к размножению и обитанием в одинаковых условиях среды. Жизненные формы покрытосеменных представлены деревьями, кустарниками или травами, что обусловливает их наибольшую экологическую пластичность и распространение на суше во всех природных зонах и в водных бассейнах. Их основные вегетативные органы – корень, стебель и лист, имеющие многочисленные видоизменения, самые специализированные по строению и функциям.

Покрытосеменные растения, как и голосеменные, размножаются с помощью семян, но семена их защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению. А появление цветка – органа семенного размножения, который (в целом) дает новое поколение (репродукцию), ставит этот отдел растений в положение самых высокоорганизованных представителей растительного царства.

ТЕМА: РАСТЕНИЕ – ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ.

Тело цветкового растения, как и любого другого, представляет собой саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся систему. В основе ее организации лежит заложенная предковыми формами совокупность признаков и свойств – генотип. Именно генотипом детерминированы (предопределены) основные системы органов -_побеговая ( стебель с листьями), корневая и репродуктивная (органы размножения – цветок, семя, плод). Цветковое растение, как правило, развивается из зародыша семени, который устроен довольно просто: имеет зачаточные органы и ткани, представленные в основном образовательными. По мере прорастания семени зародыш начинает увеличиваться и развивается в проросток, у которого хорошо выделяются корневая и побеговая системы.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ.

ТЕМА: КОРЕНЬ.

Общие сведения: молодой корень состоит как бы из трех вставленных друг в друга цилиндров. Наружный – самый тонкостенный – образован кожицей корня с корневыми волосками. Средний – самый толстостенный – представляет кору корня, состоящую из основной ткани. Кора корня играет важную роль в проведении воды и минеральных солей от корневых волосков к центру корня. Внутренний цилиндр, называемый центральным, состоит из проводящих комплексов – древесины и луба. По сосудам древесины поглощенные корнем вода и минеральные соли поднимаются вверх к стеблю и листьям. По ситовидным трубкам луба в корень поступают органические вещества, образующиеся в листьях – глюкоза, сахароза.

Для осевых вегетативных органов растений – корня и стебля – характерны тропизмы – определенные направления роста. Корень обладает положительным геотропизмом, т. е. направлен в землю. У стебля, наоборот, положительный гелиотропизм, т. е. рост направлен к солнцу.

Вопросы для самоконтроля:

(Подготовь письменные ответы на вопросы в рабочей тетради).

·  дайте определение корня.

·  Что называется корнем, из чего он вырастает 7

·  Какие корни называют придаточными?

·  Какая форма корневой системы формируется, если развиты только придаточные корни?

·  Какую форму имеет обычно главный корень?

·  Что входит в понятие корневая система?

·  Какие зоны выделяют у корней?

·  В какой зоне находится верхушечная образовательная ткань?

·  Какой процесс происходит в этой зоне?

·  Чем отличается зона деления от зоны растяжения?

·  Какую функцию и какое строение в связи с этой функцией имеет зона корневых волосков?

·  Какую роль играет наружная мембрана корневого волоска в поглощении воды и минеральных солей?

·  Что такое осмотическое давление? Как законы действуют в клетке?

·  Куда попадает вода из корневых волосков?

·  Есть ли разница в концентрации внутриклеточной среды между клетками коры корня и центрального цилиндра и какой это имеет физиологический смысл?

·  Какими тканями представлены кора корня и центральный цилиндр?

·  Как создается корневое давление и какое оно имеет значение для попадания воды в весенние безлистные побеги?

·  Каким образом поступают минеральные вещества и вода в побеги летом?

·  Назовите все функции корней.

·  Какие функции корней вызывают их видоизменения? Как называют корни редьки, моркови, георгина, повилики?

·  Имеют ли развитые корнеплоды дикорастущие растения или это результат селекции и отбора?

·  Какие корни формируются при вегетативном размножении растений?

·  Каким методом проверяют значение различных химических элементов в жизнедеятельности растения?

·  Что такое водные культуры и гидропоника?

·  Какое значение имеет почва в жизни растения?

·  Как формируется почва?

·  Что собой представляют главные типы почв различных природных зон России?

·  Какое значение для растения в целом и для жизнедеятельности клетки имеют соли , фосфора, калия, натрия?

·  В виде каких удобрений вносят эти соли в почву?

·  Какие химические элементы называют макро - и микроэлементами?

·  Какую роль в почвообразовательных процессах играют бактерии, грибы?

·  Какова роль почвы в экологической системе?

Контрольная работа №21.

(Выбери правильные ответы и запиши в тетрадь).

1.  как называют корень, возникший из зародышевого корешка (боковой, придаточный, главный)?

2.  как называют корень, растущий от стебля, листа (боковой, придаточный, главный)?

3.  у каких растений хорошо развит главный корень (мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные двудольные, покрытосеменные однодольные)?

4.  какую форму имеет система придаточных корней (стержневая, мочковатая)?

5.  в какой зоне корня происходит митотическое деление клеток (зона всасывания, зона проведения, зона деления, зона растяжения)?

6.  что характерно для коры корня (наличие проводящих тканей, отсутствие проводящих тканей)?

7.  какие ткани представлены в центральном цилиндре корня (покровные, проводящие, основные)?

8.  какие ткани проводят воду с минеральными веществами (ситовидные трубки, сосуды, волокна, камбий)?

9.  по каким тканям движутся углеводы (сосуды, ситовидные трубки, камбий)?

10.  как называется выращивание растений на дистиллированной воде с добавлением различных питательных солей (гидропоника, водные культуры)?

Основные термины и понятия.

Корень- осевой вегетативный орган растений, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев. Верхушка корня защищена корневым чехликом.

Значение корня – закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей, запасание органических веществ, синтез аминокислот и гормонов, дыхание, симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями, вегетативное размножение (у корнеотпрысковых растений).

Главный корень – корень, развивающийся из зародышевого корешка.

Придаточный корень – корень, развивающийся от стебля или листа.

Боковой корень – ответвление главного, бокового или придаточного корня.

Корневая система – совокупность всех корней растения, расположенных в почве, в воде или в теле растения – хозяина (у паразитирующих видов).

Система главного корня – главный корень со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.

Система придаточных корней – придаточные корни со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.

Стержневая корневая система – корневая система с хорошо выраженным главным корнем стержневой формы.

Мочковатая корневая система – корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень.

Корнеплод – видоизмененный утолщенный главный корень, несущий при основании укороченный побег и выполняющий функцию запасание питательных веществ (морковь ).

Корневой клубень - видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ (георгин ).

Зоны корня – структуры, последовательно сменяющие друг друга по мере роста корня в длину.

Зона деления – конус нарастания, представленный верхушечной образовательной тканью, обеспечивающей рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.

Зона растяжения – зона корня, где увеличивается размер клеток и начинается их специализация.

Зона всасывания – перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы при помощи корневых волосков.

Зона проведения – зона корня, расположенная выше зоны всасывания, где по сосудам передвигаются вода и минеральные соли, а по ситовидным трубкам углеводы. Корень в этой зоне покрыт пробковой тканью.

Корневой чехлик – защитное, постоянно обновляющее клетки образование на верхушке растущего корня.

ТЕМА: СТЕБЕЛЬ.

Вопросы для самоконтроля (стебель, побег):

(Подготовь письменные ответы на вопросы в рабочей тетради).

·  какой орган растения называют стеблем?

·  Чем отличается стебель от побега?

·  За счет чего осуществляется ветвление побега?

·  Что представляет собой почка?

·  Какова роль конуса нарастания?

·  За счет каких тканей стебель нарастает в длину?

·  Как подразделяются почки по положению на стебле и по функциям?

·  Что такое узел и междоузлие стебля?

·  Какой побег называют укороченным, какой – удлиненным?

·  Каковы главные отличия травянистых стеблей от стеблей древесных растений?

·  Какая ткань покрывает стебель помидора, ствол яблони?

·  Какие ткани преобладают в составе древесины ствола липы?

·  Какую функцию выполняет древесина в стволе дерева?

·  За счет какой ткани формируются годичные кольца древесины?

·  Какую функцию выполняет луб в стволе дерева?

·  Какое разнообразие формы и направления роста стебля наблюдается у травянистых растений?

Вопросы для самоконтроля (видоизменения побегов):

(Подготовь письменные ответы на вопросы в рабочей тетради).

·  Какое значение в жизни растений имеют видоизменения вегетативных органов?

·  Как отличить корневище от корня?

·  Какие признаки свидетельствуют о том, что клубень и луковица – видоизменения побега?

·  В чем главное отличие клубня от луковицы?

·  Как можно объяснить с точки зрения биоценотических связей способность растений к вегетативному размножению?

·  Какие растения – древесные или травянистые – проявляют большие возможности к естественному вегетативному размножению и почему?

·  Чем размножают в условиях культуры землянику, смородину, картофель, чеснок, георгины, бегонии?

·  Какие корни образуются у растений при вегетативном размножении?

Контрольная работа №22.

(Выбери правильные ответы и запиши в тетрадь).

1.  из чего развивается главный корень (боковая почка, верхушечная почка, почка зародыша семени)?

2.  у каких растений в стебле между древесиной и лубом находится камбий (однодольные, двудольные)?

3.  для каких растений характерны годичные кольца (травянистые, древесные)?

4.  из каких тканей состоит древесина (пробка, сосуды, ситовидные трубки)?

5.  из каких тканей состоит луб (пробка, сосуды, ситовидные трубки)?

6.  сколько камбиальных колец в стволе 15-летней яблони (15, 1)?

7.  сколько годичных колец в основании ствола 10-летней липы (10,1)?

8.  что можно обнаружить на верхушке корневища пырея (корневой чехлик, верхушечная почка)?

9.  видоизменением какого органа является кочан капусты (цветок, побег, лист)?

10.  какие корни вырастают при размножении крыжовника отводками (боковые, придаточные, главный корень)?

Основные термины и понятия(дай определения терминам в тетради с помощью справочника):

СТЕБЕЛЬ: стебель, дерево, кустарник, многолетняя трава, однолетняя трава, главный корень, конус нарастания, узел, междоузлие, подсемядольное колено, надсемядольное колено, верхушечный рост, вставочный рост, прямостоячий стебель, ползучий стебель, вьющийся стебель, цепляющийся стебель.

ПОЧКА: почка, верхушечная почка, боковая пазушная почка, придаточная почка, вегетативная почка, листовая почка, генеративная почка, цветочная почка, смешанная почка, почка возобновления, спящая почка.

ПОБЕГ: побег, главный побег, боковой побег, удлиненный побег, укороченный побег, вегетативный побег, цветоносный побег.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ: внутреннее строение стебля древесного растения, пробка, луб, камбиальное кольцо, древесина, годичное кольцо, сердцевина.

ВИДОИЗМЕНЕННЫЕ ПОБЕГИ: видоизмененный побег, корневище, клубень, столон, луковица.

ТЕМА: ЛИСТ.

Вопросы для самоконтроля:

(Подготовь письменные ответы на вопросы в рабочей тетради).

·  какой орган растения называют листом?

·  В чем основные отличия листа от остальных вегетативных органов растения?

·  Какой лист называют простым, какой – сложным?

·  Из каких частей состоит простой лист, сложный лист?

·  Какие формы встречаются у простых цельных листьев?

·  Как называется жилкование листа, если четко выражена главная жилка?

·  В каком случае жилкование называют пальчатым, параллельным, дуговидным?

·  Какой тип жилкования листа характерен для двудольных растений; для однодольных растений?

·  Какую функцию выполняют жилки листа?

·  Нарисуйте очертания зубчатого, городчатого, пильчатого, выемчатого краев листовой пластинок.

·  Какие видоизменения листьев известны и с какими функциями они связаны?

·  Какие ткани входят в состав листа?

·  Как называются проводящие сосудисто - - волокнистые пучки листьев?

·  В каких тканях листа происходит фотосинтез?

·  Как устроены устьица и какую они выполняют функцию?

·  Какой пигмент придает листьям зеленую окраску и какова его роль?

·  От чего зависит покраснение и пожелтение осенних листьев?

·  С чем связано явление осеннего листопада?

·  На какой стороне листовой пластинки расположены устьица у растений водных, засушливых и умеренно влажных местообитаний?

Контрольная работа №23.

(Выбери правильные ответы и запиши в тетрадь).

1.  из каких частей состоит лист злака (черешок, листовая пластинка, листовое влагалище, прилистники)?

2.  для каких растений характерно пальчатое жилкование листьев (однодольные, двудольные)?

3.  встречаются ли у однодольных растений сложные листья (да, нет)?

4.  видоизменением какого органа являются сочные чешуи у луковицы лука (корень, стебель, лист)?

5.  какие из названных тканей входят в состав листа (кожица, пробка, ткань, проводящая ткань)?

6.  какова роль жилок листа (защита от испарения, проведение веществ, фотосинтез, опора мякоти листа)?

7.  у каких растений устьица расположены на нижней стороне листовой пластинки (водные, сухопутные)?

8.  открыты или закрыты устьица в ночное время и в жаркий полдень)?

9.  в какой части листа находится столбчатая ткань (на стороне, обращенной к солнцу; на стороне, обращенной к земле)?

10.  что происходит в процессе фотосинтеза (испарение воды, газообмен, ассимиляция углеводов, выделение кислорода)?

ЛИСТ.

Двудольные растения

Однодольные

Листья с перистым жилкованием

Листья с пальчатым жилкованием

Листья с параллельным, дуговым жилкованием

Простые цельные листья

Округлый (осина), сердцевидный (сирень, липа), овальный (орешник), ланцетный (ива).

Почковидный (копытень), щитовидный (настурция).

Линейный (кукуруза, рожь), эллиптический (ландыш), ланцетный (лилия), стреловидный (стрелолист).

Простые с изрезанной листовой пластинкой.

Перистолопастной (дуб), перистораздельный (одуванчик), перисторассеченный (картофель).

Пальчатолопастной (клен), пальчатораздельный (крыжовник), пальчаторассеченный (лютик).

Нет.

Сложные листья.

Парноперистосложные (горох, вика), непарноперистосложные (роза, рябина).

Пальчатосложные (люпин, каштан), тройчатосложные (земляника, клевер).

Нет

Основные термины и понятия (дай определения терминам в тетради с помощью справочника) :

ЛИСТ: лист, основание листа, листовая пластинка, черешок, прилистники, пазуха листа, листопад, простой лист, сложный лист, цельный лист, лопастной лист, раздельный лист, рассеченный лист, жилки листа, жилкование листа, сетчатое жилкование, листорасположение, край листовой пластинки.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА: верхняя кожица (эпидермис), нижняя кожица, устьице, столбчатая ткань (паренхима), губчатая ткань, древесина жилки, луб жилки.

ТЕМА:ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ.

Вопросы для самоконтроля:

(Подготовь письменные ответы на вопросы в рабочей тетради).

·  какие органы растений называют вегетативными?

·  Какой способ размножения растений называют вегетативным?

·  В чем отличие естественного вегетативного размножения от искусственного?

·  Какие видоизменения вегетативных органов способствуют естественному вегетативному размножению?

·  Какие свойства естественного вегетативного размножения сделали многие растения трудноискоренимыми сорняками?

·  Как размножаются в природе земляника, лапчатка гусиная, дикие виды лука, ландыш, пырей?

·  Как использует человек природные свойства растений при разведении их в условиях культуры?

·  Как размножают землянику, пион, тюльпаны, лук, чеснок, гладиолусы, крыжовник, смородину (каждый вид в отдельности) в условиях культуры?

·  В чем отличие клубня картофеля от клубня георгина и как это надо учитывать при их вегетативном размножении?

·  Чем отличается черенок от отводка, у каких плодовых культур применяют эти способы вегетативного размножения?

·  Какие способы прививок наиболее распространены?

·  Какова цель прививки и какие правила нужно соблюдать при этой операции?

·  Какие закономерности строения и жизни растений надо учитывать, применяя искусственное вегетативное размножение?

Основные термины и понятия (дай определения терминам в тетради с помощью справочника) :

Вегетативное размножение, усы, стеблевой черенок, корневой черенок, отводок, деление куста, прививка, детка луковицы, глазок клубня.

ТЕМА:ЦВЕТОК, ПЛОД, СЕМЯ.

Вопросы для самоконтроля: (Подготовь письменные ответы на вопросы в рабочей тетради).

Каково происхождение цветка? Назовите все части цветка? Какие части цветка составляют околоцветник и каковы его функции? Какие части цветка главные? Назовите части цветка стеблевого происхождения, листового происхождения. Каковы формы околоцветника у гороха, картофеля, яблони, ржи? Какой цветок называют правильным, какой – неправильным (приведите примеры)? Как называют цветки, имеющие тычинки и пестики (приведите примеры )? Какие цветки называют тычиночными (приведите примеры) ? Какие цветки называют пестичными (приведите примеры) ? Какие растения называют однодомными (приведите примеры) ? Какие растения называют двудомными (приведите примеры)? Что образуется в пыльниках тычинок? Как называют процесс переноса пыльцы на рыльца пестиков? При помощи каких агентов переносится пыльца? Какова биологическая роль соцветий? Назовите известные соцветия и примеры растений, для которых они характерны. Назовите примеры самоопыляющихся растений; какими признаками они отличаются? Какое биологическое значение имеет перекрестное опыление? Для каких целей применяют искусственное опыление? Из каких частей состоит тычинка? Что образуется в пыльнике? Сколько оболочек покрывают пыльцевое зерно? Как называются клетки, из которых состоит пыльцевое зерно? Какой набор хромосом у ядер вегетативной и генеративной клеток? Где прорастает пыльцевое зерно? Из какой клетки образуется пыльцевая трубка? Какая клетка продуцирует спермии и сколько? Из каких частей состоит пестик? Каковы функции рыльца, столбика? Где находятся семязачатки (семяпочки)? Каково строение семязачатка? Почему цветковые растения называют покрытосеменными? Сколько спор образуется внутри семязачатка и какой набор хромосом они имеют? Сколько спор дают начало развитию зародышевого мешка и сколько спор отмирает? Какова роль зародышевого мешка в цикле развития цветкового растения? Какой набор хромосом у яйцеклетки? Какой набор хромосом имеет центральное ядро зародышевого мешка (центральная клетка)? Как называется участок семязачатка, через который пыльцевая трубка проходит к зародышевому мешку? В чем заключается процесс двойного оплодотворения? Кому принадлежит открытие этого процесса и в каком году? Что образуется при оплодотворении яйцеклетки? Какой набор хромосом имеет зигота? Что развивается из зиготы? Какой набор хромосом у оплодотворенного центрального ядра? Что развивается из оплодотворенного центрального ядра? Что развивается из семязачатка в результате оплодотворения? Из чего образуется семя в результате двойного оплодотворения? Что развивается из завязи в результате двойного оплодотворения? Из чего возникает стенка плода? Какую роль играет эндосперм семени? Какой набор хромосом имеют его клетки? Что входит в состав зародыша семени? Как называют первые зародышевые листья? Чем отличается зародыш семени однодольного растения от зародыша семени двудольного? Как устроено семя фасоли? Где у него откладываются запасные питательные вещества? Как устроена зерновка пшеницы? Где в ней откладываются запасные питательные вещества? Каков их химический состав? Какую роль для растения играют запасные питательные вещества в семенах и плодах? При каких условиях семена начинают прорастать, дышать? С какими органеллами клеток связан процесс дыхания?

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
4
Источник: http://www.pandia.ru/text/78/126/29294-4.php



Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции

Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции

Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции

Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции

Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции

Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции

Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции

Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции

Похожие новости: