Почему швеция и испания не входят в большую семерку


Почему швеция и испания не входят в большую семерку
Почему швеция и испания не входят в большую семерку


Почему швеция и испания не входят в большую семерку

Западноевропейский регион, который обычно выделяют в отдельный субъект мировой экономики, объединяет 25 промышленно развитых стран, каждая из которых имеет собственный социально-экономический и научно-технический потенциал. Сегодняшняя доля Западной Европы в совокупном мировом ВВП составляет 28%. В ней проживает 7% населения мира. Образование в 1957 г. Общего рынка и Европейской ассоциации свободной торговли в 1962, p. подписание между ними соглашений о свободной торговле промышленными товарами, а в мае 1992 г. - соглашения о Европейском экономическом пространстве (ЄЕП) положили начало формирования в Западной Европе зоны свободной торговли и регионального экономического комплекса. ЄЕП объединяет 19 западноевропейских государств, устанавливает здесь свободу движения товаров, услуг, капитала и людей. Рынок насчитывает 380 млн. потребителей. На него приходится почти половина мировой торговли. Все большая интернационализация производства, существующий механизм экономического сотрудничества обеспечивают западноевропейском региона важную роль в мировой политике и экономике.

Все страны Западной Европы относятся к группе индустриально развитых стран с преимущественно однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем развития, занимая по ВВП на душу населения 2-44 места среди стран мира. По уровню экономического развития, по характеру структуры экономики и ее масштабами западноевропейские страны делятся на несколько групп. В основном экономическую мощь региона обеспечивают четыре самые развитые страны - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия, входящих в "большую семерку" и сосредотачивают 50% населения и 70% ВВП Западной Европы. Именно эти государства в значительной мере предопределяют общие тенденции экономического и социально-политического развития всего региона.

Другие государства принадлежат к группе малых промышленно развитых стран. Особое место этих стран в регионе и мире определяется высоким уровнем специализации на производстве технически сложной, высококачественной продукции.

Малые страны существенно отличаются между собой по ВВП. Условно к первой группе относятся Бельгия, Испания, Нидерланды, Швеция, Швейцария. Они уступают крупным государствам региона по ВВП в 4-5 раз и на их долю приходится 20,1% его ВВП. Во вторую группу входят Австрия, Дания, Греция, Норвегия, Фінляндія. их значение в западноевропейском хозяйстве относительно небольшое - около 8,1% ВВП. Третья группа стран объединяет Португалию, Ирландию, Исландию, Кипр, Люксембург и Мальту. Доля этих стран составляет около 2% регионального ВВП, но в отдельных видах производства их роль является довольно значительной. Отдельную группу западноевропейских стран образуют так называемые карликовые государства - Монако, Сан-Марино, Андорра, Лихтенштейн, Ватикан.

Все эти страны несколько отличаются друг от друга по уровню экономического развития. Например, в Ирландии, Испании, Греции, Португалии национальный доход на душу населения не превышает 60% от среднего показателя для всех стран ЕС (в Португалии - даже 50%). Ощутимыми есть и различия в структуре хозяйства. В Италии, Греции, Португалии и Испании достаточно высоким удельный вес сельского хозяйства. В "карликовых государствах доминирует сфера услуг.

В последние десятилетия положение Западной Европы в мировой экономике изменилось. Ее доля в ВВП мира по 1970-1980 гг. возросло с 25 до 31%, а позже сократилась до 25% в 1989 г. и достигла 28% в середине 90-х годов Экономический рост региона затормозился, а в определенные периоды (1975, p. 1981, 1993 гг.) совокупный ВВП западноевропейских стран уменьшался (соответственно на 1,2, 0,2 и 0,3%).

В промышленности экономические проблемы 70-80-х гг. поражали Западную Европу сильнее, чем другие центры экономической активности. Образование огромного таможенной зоны способствовало большей синхронизации циклического развития, что и усугубляло кризисные явления. Взаимная либерализация внешних связей государств лишила страны ряда национальных рычагов влияния на их экономики, что в определенной степени повысило нестабильность этих экономик.

Протекционистский характер Европейского сообщества, защищая некоторые отрасли промышленности (черную металлургию, химию, текстильную промышленность) от внешней конкуренции, способствовал старению структуры хозяйства. Это обусловило углубление структурного кризиса упомянутых отраслей.

Негативное влияние на экономическое развитие Западной Европы и, прежде всего, на состоянии ее финансов мало увеличение расходов на вооружение стран - членов НАТО. Доля западноевропейских стран в загальнонатівських военных расходах увеличилась с 22,7 до 47,5% по 1970-1987 pp. Это стало одной из причин бюджетных дефицитов и рост государственного долга.

В результате вышеназванных явлений доля Западной Европы в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 49% в 1970 г. до 32,2% в 1990 г. Снизилась доля за счет Великобритании, ФРГ, Италии, Нидерландов, Швейцарии и Швеции. Несколько увеличилась доля малых государств в промышленном производстве индустриальных государств. Различие в темпах экономического роста объясняется особенностями структуры национальных экономик западноевропейских стран и возможностями адаптации к изменениям спроса.

Речь идет прежде всего о традиционно активное участие государства в экономических процессах западноевропейских стран, свойственную экономикам этого региона. Социальная ориентация экономической модели в Западной Европе является самой высокой в современном мире, государство здесь выполняет наибольшее количество социальных функций. Этот факт обеспечивает ощутимые преимущества по показателям социальной обеспеченности, социальной защиты для подавляющего большинства населения западноевропейских стран. Почти все они по классификации Всемирного банка входят в группу государств с высоким уровнем дохода на душу населения, например, средняя почасовая заработная плата в Англии равна 11 долл. США, в Германии - 10,5 долл., в Италии - 10 долл., в Швеции - около 9,5 долл. С другой стороны, высокий уровень государственного вмешательства в экономические процессы имеет и негативные последствия. Это определенное снижение эффективности этих процессов через существования проблем, связанных с негибкостью рынков, наличие время очень ощутимого налогового бремени или государственного долга и др.

Одной из самых сложных проблем экономического развития Западной Европы стало массовая безработица - около 18 млн. человек по данным на конец 90-х годов. Более чем 80% безработных сосредоточено в странах ЕС. Только в одной Германии в 1998 г. насчитывалось более 5 млн. неработающих. Это - почти 10% всей рабочей силы, а в восточных землях страны - 30%. Средний показатель уровня безработицы в Западной Европе составляет примерно 10% рабочей силы по сравнению с 5% в США и 2,5% - в Японии. Наибольшие проблемы в области занятости имеют южные страны региона (Испания - 21% безработных, Португалия - 12%).

Основная причина, что предопределяет наличие дефицита спроса на рынках труда западноевропейских стран в современных условиях, - это минимальный прогресс процесса либерализации этих рынков. Значительные взносы, которые компании должны платить за каждого рабочего в фонды социального обеспечения, высокий уровень минимальной заработной платы и законодательные ограничения продолжительности рабочего дня лишают работодателей стимула создавать новые рабочие места. До сих пор лишь немногие европейские страны - Голландия, Франция, Испания - осмелились совместить реформы рынка труда с ограничениями роста заработной платы. Это привело к тому, что компании стали нанимать более молодых и менее квалифицированных работников, расширять частичную занятость, чего раньше не могли себе позволить. Но, если иметь в виду демографические особенности (прежде всего старения населения при низкой рождаемости), количество трудоспособного населения в Европе будет сокращаться. И пока западноевропейские правительства не реформируют рынки труда в своих странах, нехватка рабочих мест будет и дальше тормозить экономический рост.

В Западной Европе значительным есть потенциал научно-технических исследований. Ведущие страны тратят на это больше чем 2% ВВП. Но важно то, что расходы Западной Европы - это сумма расходов отдельных стран. Их общий эффект снижается дублированием исследований. Есть еще и другие причины несоответствия совокупного научно-технического потенциала Западной Европы уровню ее производства.

Страны - члены ЕС тратят на гражданские исследования на 16% меньше, чем американцы, но вдвое больше Японии. Однако расходы западноевропейских стран в значительной степени ориентированы на фундаментальные исследования. Западноевропейские страны отстают в таких основных направлениях, как производство интегральных схем и полупроводников, изготовления микропроцессоров, суперЕОМ, биоматериалов. Это и не удивительно, потому что до последнего времени они ассигновали на исследования в области микроэлектроники почти столько же, сколько в США тратит одна компания IBM.

На других направлениях западноевропейские компании лидируют (строительство АЭС, ряд фармацевтических препаратов, техника связи, отдельные отрасли транспортного машиностроения и др.). Но эти виды техники и продуктов очень мало влияют на технологическую структуру производства. Поэтому более узкий рынок научной продукции в Западной Европе по сравнению с США меньшей мере формируется за счет внутреннего производства.

За прошедшие 10-15 лет Западная Европа в определенной степени отставала от основных конкурентов в прогрессивности отраслевой структуры национальных экономик. На изделия, которые пользуются высоким спросом, приходится 25% продукции обрабатывающей промышленности ЕС. В США этот показатель равен примерно 30%, в Японии - 40%. В западноевропейской экономике значительная роль отводится модернизации производства, что функционирует рентабельно, а не его значительному обновлению на базе новой техники.

Именно определенное отставание Западной Европы в направлении развития новой экономики, то есть той ее части, которая производится в новейших технологических отраслях, влечет за собой замедление темпов роста производительности труда в странах региона. Так, рост производительности труда в странах "зоны евро" в 1999 году составил лишь 0,6% - самый низкий показатель за последние 25 лет. За период с 1973 по 1995 гг. рост производительности, например, в Германии или Франции, составляло более, как полтора процента в год, тогда как в США эти темпы были в четыре раза ниже. В 1995 г. они сравнялись, а затем Европа значительно отстала. Одной из причин эксперты называют снижение темпов технического прогресса.

В целом экономические сдвиги западноевропейских государств отразились в сокращении удельного веса отраслей материального производства и увеличении доли услуг в ВВП. Именно этот сектор сегодня в значительной степени предопределяет рост национального производства и динамику инвестиций. На сферу услуг приходится 1/3 экономически активного населения. Это увеличивает значение западноевропейских стран как финансового центра мира, центра предоставления услуг.

Структурная перестройка в области инвестиционной деятельности (слияния и поглощения) во второй половине 80-х годов привела к существенному укреплению позиций западноевропейских компаний в мировой экономике. За 70-80-е годы среди 50 крупнейших компаний мира количество западноевропейских выросла с 9 до 24. Изменилось и соотношение сил между самими западноевропейскими гигантами. Вперед вышли транснациональные корпорации Германии, в меньшей степени - Франции и Италии. Позиции британских компаний ослабли. Сохранили свои позиции крупные банки Западной Европы. 23 из них входят в группу 50-ти крупнейших банков мира (в том числе 8 - немецких, 6 - французских).

Наиболее прочные позиции крупные западноевропейские компании занимают в традиционных отраслях, значительно отставая в новейших научных прежде всего от североамериканских корпораций. Отраслевая специализация крупнейших объединений Западной Европы менее подвижна, чем у американских компаний. Это, в свою очередь, тормозит структурной перестройке экономик западноевропейского региона.

На рынке будущего спрос на массовые виды продукции с невысокой себестоимостью будет меньшим. В современных условиях возрастает значение компаний, ориентирующихся на широкую производственную программу с частой сменой производства моделей и эффективного приспособления к меняющимся условиям рынка. На смену "экономике масштабов" приходит "экономика возможностей". Вступает в силу децентрализация управления производством, растет внутрифирменный разделение труда. Все больше дробления рынков по мере углубления специализации потребительского спроса, развитие сферы услуг способствуют росту малого предпринимательства, на долю которого приходится до 30-45% ВВП. Увеличение малого предпринимательства повышает гибкость хозяйственных структур.

Относительная слабость крупнейших компаний в научных отраслях побуждает ЕС и национальные государства в определенной степени корректировать деятельность частного капитала. Государственное регулирование экономических процессов в Западной Европе происходит как на национальном, так и на наднациональном уровнях (прежде всего в пределах ЕС). Государственный сектор в экономике региона традиционно играет большую роль, чем в США или Японии. Общеизвестным является высокий уровень социальной защищенности граждан Западной Европы. Так, средняя почасовая заработная плата в Англии равна 11 долл. США, в Германии - 10,5 долл., во Франции - 10 долл., в Италии - 10 долл., в Швеции около 9,5 долл.

С 80-х годов происходит переориентация государственного регулирования в направлении усиления роли рынка и конкуренции. Сократилось государственное предпринимательство (в большей степени - во Франции, в меньшей - в Италии, странах, где со времен Второй мировой войны государство было очень активным субъектом экономической жизни). Государственные компании были приватизированы в Великобритании, Франции, Португалии и других странах. Сегодня Маастрихтские соглашения требуют от западноевропейских государств сокращение дефицитов госбюджетов, что влечет за собой некоторое снижение социальных расходов правительств этих стран. Характерным примером, что иллюстрирует важность указанных преобразований в регионе, является пример экономического подъема сегодняшней Великобритании. По данным на конец 90-х годов именно Англия является лидером в ЕС. Страна имеет один из самых маленьких в Западной Европе показатель уровня безработицы - почти 5%. По уровню реальных доходов она в 1997г. была второй в мире после Люксембурга. Причинами экономических успехов Великобритании считают: невысокие налоги, гибкую макроэкономическую политику, высокий уровень конкуренции в промышленности, меньшие социальные расходы правительства. Для сравнения: здесь нет минимальной оплачиваемого отпуска, тогда как, например, во Франции она составляет 7 тижнєгодин. В Великобритании стоимость часа работы одного рабочего 18 долл. США, а в Германии - 28 долл.

Итак, Западная Европа сегодня переживает перестройку экономики и государственного макроэкономического регулирования. Первоочередными задачами для западноевропейских государств является реорганизация промышленности на основе энерго - материалоощадних технологий, овладения новейшими достижениями науки и техники. Правительства стран особое внимание уделяется целенаправленному "свертывание" и перестройке "структурно больных" отраслей, развития новых и новейших отраслей. Развиваются программы модернизации отдельных отраслей. В частности, в рамках ЕС были разработаны программы частичного свертывания и реорганизации традиционных и ряда новых производств - сталеварного, синтетических волокон, текстильного, нефтехимического, судостроение. Одним из направлений структурной политики государств Западной Европы стало привлечение прямых инвестиций зарубежных компаний.

В целом на 2000-2001 гг. эксперты в области международной экономики прогнозируют для Западной Европы темпы роста объема ее ВВП на уровне 3-3, 5%, что является показателем, сопоставимыми с аналогичным, прогнозируемым для экономики Соединенных Штатов.


Источник: http://banauka.ru/597.html



Почему швеция и испания не входят в большую семерку

Почему швеция и испания не входят в большую семерку

Почему швеция и испания не входят в большую семерку

Почему швеция и испания не входят в большую семерку

Почему швеция и испания не входят в большую семерку

Почему швеция и испания не входят в большую семерку

Почему швеция и испания не входят в большую семерку

Почему швеция и испания не входят в большую семерку

Похожие новости: